Внимательное чтение текста задания

Сегодня поговорим об осмысленном чтении.

Читать текст задания внимательно и правильно понимать требование задачи – очень важно. Обидно недополучить балл (иногда и больше) из-за невнимательности. 
Одна из причин недопонимания – элементарное не знание. В этом случае мы уже ничем не поможем. А вот другую причину рассмотрим подробно.

Чаще всего мы читаем не каждую букву в слове, а воспринимаем текст целиком. Об этом много написано и приведено множество занимательных примеров: текст написан по «абракадабрски», некоторые буквы заменены цифрами, а то и просто непонятными символами, но при «чтении» смысл такого сообщения вполне ясен (на странице «Дополнительно» я приведу пример такого текста). 
В связи с этим правило первое: читать текст задания надо медленно и несколько раз. Возможно, что первый раз именно «охватить» смысл, а затем последовательно анализировать все данные условия.

Это касается, например, заданий с графиками и диаграммами (задание № 2 в ЕГЭ и задание № в ОГЭ). В первую очередь необходимо обратить внимание на то, какая информация соответствует координатным осям. Не следует пропускать эту часть текста задания, полагая, что это «знакомая задача, я её сто раз правильно решал». В сто первый раз разработчики внесут совсем крохотный нюанс и «отработанный рефлекс» даст ошибочный ответ. ВСЕГДА, в любой задачекак бы не казалось, что она знакома, осознанно читайте условие!

Обратите внимание на разнообразие вариантов требований в таких заданиях. Возможно, что искомую величину (число) надо искать:

  • по горизонтальной оси или по вертикальной;
  • на всей шкалы или на конкретном интервале;
  • в локальной точке или на интервале (разность значений),
  • как разницу между локальными значениями (наибольшим и наименьшим, «вторником и средой»).

Но и это ещё не всё. Необходимо обратить внимание на особенности признака искомой величины: «наибольшее», «когда впервые» и т.п.

Одним словом придумать принцип поиска числа можно очень большим числом способов. Поэтому, ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, МЕДЛЕННО и, если не по буквам, то, по крайней мере, по словам!

Эта рекомендация актуальна и для некоторых задач на исчисление вероятностей: даны условия для вычисления вероятности конкретного события, а требуется вычислить вероятность события противоположного.  Например, Иван выучил пять вопросов из восьми: какова вероятность, что на зачёте ему достанется вопрос, который он не знает?

Для текстовых практикоориентированных задач кроме осознанного чтения необходим ещё и «включить здравый смысл».
В этом смысле очень часто вызывает дискомфорт задание № 2 ОГЭ: оценка за результат в сравнении с нормативом. Рекомендуем придумать какую-нибудь схему-подсказку. Она может быть у каждого своя (по типу ведущего восприятия или особенностям индивидуальной ассоциации). Предлагаем свой вариант, если поможет – пользуйтесь.

Задание № 1 ЕГЭ часто предполагает процесс округления не по правилам математики, а по «жизненным понятиям». Нам не продадут в магазине полторы бутылки молока или две с половиной пачки чая (бумаги). Поэтому, если ограничение по сумме, то округляем в меньшую сторону. Если требование «обеспечить» (работу конференции бумагой, накормить участников и т.д.), то округляем в большую сторону.
При эвакуации или перевозке всегда округляем в большую сторону: оставшиеся пять-десять человек не побегут за автобусом (или не будут вплавь добираться до берега).
Если вдруг сейчас выясняется, что кто-то из школьников всё ещё не умеет считать сумму оплаты ресурсов по счётчику, то в оставшееся время можно и нужно срочно «приобщить» учащихся («приобщиться» самим учащимся) к процессу «ведения домашнего хозяйства».

Не в меньшей, если не в большей, степени требует внимательного чтения задание № 20 ОГЭ (выбрать верные утверждения). Здесь и знания важны и внимательность. Сравните, предложенные ниже, утверждения между собой.

  1. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не менее одной прямой параллельной данной.
  2. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной.
  3. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не более одной прямой параллельной данной.
  4. Через точку, не лежащую на прямой, нельзя провести прямую параллельную данной.
  5. Через точку, не лежащую на прямой, проходит не менее двух прямых параллельных данной.
  6. Через точку, не лежащую на прямой, проходит менее одой прямой параллельной данной.

Не думаем, что в реальности будут предложены настолько «тонкие» варианты формулировок. Но даже в известные определения и теоремы можно внести нюансы, а точнее «вынести»: убрать одно из условий, «пропустить» слово, заменить один термин другим, близким по смыслу и т.д.   

Наконец, как мы обещали, напомним некоторые особенности терминологии для задания № 12 ЕГЭ. Когда требуется найти наибольшее или наименьшее значение функции на данном промежутке, как правило, осложнений не возникает. Они бывают в том случае, если формулировка содержит требование найти « точку экстремума» или «экстремум». В первом случае – это значение аргумента (x), а во втором – это значение функции в точке экстремума. То есть, если необходимо найти, например,  точку минимума, то после процесс следующий:
– находим производную данной функции,
– приравниваем её к нулю и выясняем промежутки знакопостоянства,
– выбираем то значение аргумента, при котором знак производной меняется с минуса на плюс.

А вот если надо найти минимум функции, то необходим ещё один шаг: вычисление значение данной функции в найденной точке минимума.

Безусловно, давать советы и рекомендации по грамотному прочтению текста экзаменационных заданий можно долго и подробно. Мы ограничимся теми, что выше.

Желаем с пользой провести оставшееся до ОГЭ и ЕГЭ время. 
Успехов!

Обновлено: 20.05.2019 — 10:27

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *