Сегодня поговорим об осмысленном чтении.
Читать текст задания внимательно и правильно понимать требование задачи – очень важно. Обидно недополучить балл (иногда и больше) из-за невнимательности.
Одна из причин недопонимания – элементарное не знание. В этом случае мы уже ничем не поможем. А вот другую причину рассмотрим подробно.
Чаще всего мы читаем не каждую букву в слове, а воспринимаем текст целиком. Об этом много написано и приведено множество занимательных примеров: текст написан по «абракадабрски», некоторые буквы заменены цифрами, а то и просто непонятными символами, но при «чтении» смысл такого сообщения вполне ясен (на странице «Дополнительно» я привела пример такого текста).
В связи с этим правило первое: читать текст задания надо медленно и несколько раз. Возможно, что первый раз именно «охватить» смысл, а затем последовательно анализировать все данные условия.
Это касается, например, заданий с графиками.
В первую очередь необходимо обратить внимание на то, какая информация соответствует координатным осям. Не следует пропускать эту часть текста задания, полагая, что это «знакомая задача, я её сто раз правильно решал». В сто первый раз разработчики внесут совсем крохотный нюанс и «отработанный рефлекс» даст ошибочный ответ. ВСЕГДА, в любой задаче, как бы не казалось, что она знакома, осознанно читайте условие!
Обратите внимание на разнообразие вариантов требований в таких заданиях. Возможно, что искомую величину (число) надо искать:
- по горизонтальной оси или по вертикальной;
- на всей шкалы или на конкретном интервале;
- в локальной точке или на интервале (разность значений),
- как разницу между локальными значениями (наибольшим и наименьшим, «вторником и средой»).
Но и это ещё не всё. Необходимо обратить внимание на особенности признака искомой величины: «наибольшее», «когда впервые» и т.п.
Одним словом придумать принцип поиска числа можно очень большим числом способов. Поэтому, ЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО, МЕДЛЕННО и, если не по буквам, то, по крайней мере, по словам!
Эта рекомендация актуальна и для некоторых задач на исчисление вероятностей: даны условия для вычисления вероятности конкретного события, а требуется вычислить вероятность события противоположного. Например, Иван выучил пять вопросов из восьми: какова вероятность, что на зачёте ему достанется вопрос, который он не знает?
Для текстовых практикоориентированных задач кроме осознанного чтения необходим ещё и «включить здравый смысл».
В этом смысле очень часто вызывало дискомфорт задание ОГЭ такого типа: оценка за результат в сравнении с нормативом. Сейчас это вроде уже не актуально, но как средство формирования смыслового чтения такие задачи вполне подходят.
Рекомендуем придумать какую-нибудь схему-подсказку. Она может быть у каждого своя (по типу ведущего восприятия или особенностям индивидуальной ассоциации). Предлагаем свой вариант, если понравится – пользуйтесь.

Задание № 1 ЕГЭ часто предполагает процесс округления не по правилам математики, а по «жизненным понятиям». Нам не продадут в магазине полторы бутылки молока или две с половиной пачки чая (бумаги). Поэтому, если ограничение по сумме, то округляем в меньшую сторону. Если требование «обеспечить» (работу конференции бумагой, накормить участников и т.д.), то округляем в большую сторону.
При эвакуации или перевозке всегда округляем в большую сторону: оставшиеся пять-десять человек не побегут за автобусом (или не будут вплавь добираться до берега).
Если вдруг сейчас выясняется, что кто-то из школьников всё ещё не умеет считать сумму оплаты ресурсов по счётчику, то в оставшееся время можно и нужно срочно «приобщить» учащихся («приобщиться» самим учащимся) к процессу «ведения домашнего хозяйства».
Не в меньшей, если не в большей, степени требует внимательного чтения задание ОГЭ «Выбрать верные утверждения». Здесь и знания важны и внимательность. Сравните, предложенные ниже, утверждения между собой.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не менее одной прямой параллельной данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не более одной прямой параллельной данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, нельзя провести прямую параллельную данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, проходит не менее двух прямых параллельных данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, проходит менее одой прямой параллельной данной.
Не думаем, что в реальности будут предложены настолько «тонкие» варианты формулировок. Но даже в известные определения и теоремы можно внести нюансы, а точнее «вынести»: убрать одно из условий, «пропустить» слово, заменить один термин другим, близким по смыслу и т.д.
Наконец, как мы обещали, напомним некоторые особенности терминологии для задания № 12 ЕГЭ. Когда требуется найти наибольшее или наименьшее значение функции на данном промежутке, как правило, осложнений не возникает. Они бывают в том случае, если формулировка содержит требование найти « точку экстремума» или «экстремум». В первом случае – это значение аргумента (x), а во втором – это значение функции в точке экстремума. То есть, если необходимо найти, например, точку минимума, то после процесс следующий:
– находим производную данной функции,
– приравниваем её к нулю и выясняем промежутки знакопостоянства,
– выбираем то значение аргумента, при котором знак производной меняется с минуса на плюс.
А вот если надо найти минимум функции, то необходим ещё один шаг: вычисление значение данной функции в найденной точке минимума.
Безусловно, давать советы и рекомендации по грамотному прочтению текста экзаменационных заданий можно долго и подробно. Мы ограничимся теми, что выше.
Желаем с пользой провести оставшееся до ОГЭ и ЕГЭ время.
Успехов!