Внимательное чтение текста задания

Сегодня поговорим об осмысленном чтении.

Читать текст задания внимательно и правильно понимать требование задачи – очень важно. Обидно недополучить балл (иногда и больше) из-за невнимательности. 
Одна из причин недопонимания – элементарное не знание. В этом случае мы уже ничем не поможем. А вот другую причину рассмотрим подробно.

Чаще всего мы читаем не каждую букву в слове, а воспринимаем текст целиком. Об этом много написано и приведено множество занимательных примеров: текст написан по «абракадабрски», некоторые буквы заменены цифрами, а то и просто непонятными символами, но при «чтении» смысл такого сообщения вполне ясен (на странице «Дополнительно» я привела пример такого текста). 
В связи с этим правило первое: читать текст задания надо медленно, несколько раз и, если не по буквам, то, по крайней мере, по словам!

Возможно, что первый раз именно «охватить» смысл, а затем последовательно анализировать все данные условия.

Эта рекомендация актуальна для некоторых задач на исчисление вероятностей: даны условия для вычисления вероятности конкретного события, а требуется вычислить вероятность события противоположного.  Например, Иван выучил пять вопросов из восьми: какова вероятность, что на зачёте ему достанется вопрос, который он не знает?

Рекомендуем придумать какую-нибудь схему-подсказку. Она может быть у каждого своя (по типу ведущего восприятия или особенностям индивидуальной ассоциации).

Не в меньшей, если не в большей, степени требует внимательного чтения задание ОГЭ «Выбрать верные утверждения». Здесь и знания важны и внимательность. Сравните, предложенные ниже, утверждения между собой.

  1. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не менее одной прямой параллельной данной.
  2. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной.
  3. Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не более одной прямой параллельной данной.
  4. Через точку, не лежащую на прямой, нельзя провести прямую параллельную данной.
  5. Через точку, не лежащую на прямой, проходит не менее двух прямых параллельных данной.
  6. Через точку, не лежащую на прямой, проходит менее одой прямой параллельной данной.

Не думаем, что в реальности будут предложены настолько «тонкие» варианты формулировок. Но даже в известные определения и теоремы можно внести нюансы, а точнее «вынести»: убрать одно из условий, «пропустить» слово, заменить один термин другим, близким по смыслу и т.д.   

Наконец, напомним некоторые особенности терминологии для задания № 11 ЕГЭ. Когда требуется найти наибольшее или наименьшее значение функции на данном промежутке, как правило, осложнений не возникает. Они бывают в том случае, если формулировка содержит требование найти « точку экстремума» или «экстремум». В первом случае – это значение аргумента (x), а во втором – это значение функции в точке экстремума. То есть, если необходимо найти, например,  точку минимума, то после процесс следующий:
– находим производную данной функции,
– приравниваем её к нулю и выясняем промежутки знакопостоянства,
– выбираем то значение аргумента, при котором знак производной меняется с минуса на плюс.

А вот если надо найти минимум функции, то необходим ещё один шаг: вычисление значение данной функции в найденной точке минимума.

Безусловно, давать советы и рекомендации по грамотному прочтению текста экзаменационных заданий можно долго и подробно. Мы ограничимся теми, что выше.

Желаем с пользой провести оставшееся до ОГЭ и ЕГЭ время. 
Успехов!

Обновлено: 13.10.2021 — 17:28

Добавить комментарий