Сегодня поговорим об осмысленном чтении.
Читать текст задания внимательно и правильно понимать требование задачи – очень важно.
Обидно недополучить балл (иногда и больше) из-за невнимательности.
Одна из причин недопонимания – элементарное незнание. В этом случае мы уже ничем не поможем.
А вот другую причину рассмотрим подробно.
Чаще всего мы читаем не каждую букву в слове, а воспринимаем текст целиком. Об этом много написано и приведено множество занимательных примеров: текст написан по «абракадабрски», некоторые буквы заменены цифрами, а то и просто непонятными символами, но при «чтении» смысл такого сообщения вполне ясен (на странице «Дополнительно» я привела пример такого текста).
В связи с этим правило первое: читать текст задания надо медленно, несколько раз и, если не по буквам, то, по крайней мере, по словам!
Возможно, что первый раз именно «охватить» смысл, а затем последовательно анализировать все данные условия.
Эта рекомендация актуальна для некоторых задач на исчисление вероятностей: даны условия для вычисления вероятности конкретного события, а требуется вычислить вероятность события противоположного. Например, Иван выучил пять вопросов из восьми: какова вероятность, что на зачёте ему достанется вопрос, который он не знает?
Рекомендуем придумать какую-нибудь схему-подсказку. Она может быть у каждого своя (по типу ведущего восприятия или особенностям индивидуальной ассоциации).
Не в меньшей, если не в большей, степени требует внимательного чтения задание ОГЭ «Выбрать верные утверждения». Здесь и знания важны и внимательность. Сравните, предложенные ниже, утверждения между собой.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не менее одной прямой параллельной данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести только одну прямую параллельную данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, можно провести не более одной прямой параллельной данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, нельзя провести прямую параллельную данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, проходит не менее двух прямых параллельных данной.
- Через точку, не лежащую на прямой, проходит менее одой прямой параллельной данной.
Не думаем, что в реальности будут предложены настолько «тонкие» варианты формулировок. Но даже в известные определения и теоремы можно внести нюансы, а точнее «вынести»: убрать одно из условий, «пропустить» слово, заменить один термин другим, близким по смыслу и т.д.
Наконец, напомним некоторые особенности терминологии для задания № 11 ЕГЭ. Когда требуется найти наибольшее или наименьшее значение функции на данном промежутке, как правило, осложнений не возникает. Они бывают в том случае, если формулировка содержит требование найти « точку экстремума» или «экстремум». В первом случае – это значение аргумента (x), а во втором – это значение функции в точке экстремума. То есть, если необходимо найти, например, точку минимума, то после процесс следующий:
– находим производную данной функции,
– приравниваем её к нулю и выясняем промежутки знакопостоянства,
– выбираем то значение аргумента, при котором знак производной меняется с минуса на плюс.
А вот если надо найти минимум функции, то необходим ещё один шаг: вычисление значение данной функции в найденной точке минимума.
Безусловно, давать советы и рекомендации по грамотному прочтению текста экзаменационных заданий можно долго и подробно. Мы ограничимся теми, что выше.
Желаем с пользой провести оставшееся до ОГЭ и ЕГЭ время.
Успехов!