Что не позволено ученику, позволено профессору?

Конец августа встретил меня шквалом всевозможных постов и видео в соцсетях, посвящённых подготовке к ЕГЭ по математике. Это вызвало чувство гордости за коллег и спокойствие за выпускников.

Оба эти чувства (гордости и спокойствия) длились не долго.
В результате знакомства с горным потоком информации я просто пожалела, что я не Бенкендорф.
Некоторых авторов и спикеров я с удовольствием лишила бы права голоса и «профессиональной переписки».

Я уже не обращаю внимания (хотя нет, обращаю и стараюсь написать соответствующий коммент) на обороты типа «решим квадратное уравнение по теореме Виета». Об этом я уже говорила
(https://vk.com/@metodikamatematiki312-mozhno-li-nahodit-korni-kvadratnogo-uravneniya-s-pomoschu-te ), повторяться не хочу.

Но просто апофеоз моего недовольства вызвал один факт.

Есть на просторах интернета всякие видео, касты и прочие интерактивности, среди которых демонстрируются и разборы решения всевозможных задач.
Один такой разбор я и увидела.
Задачу для решения взяли из книжки (я намеренно из соображений профессиональной этики не называю авторов ни видео, ни книги). Книга была создана доктором физмат наук, профессором.

Суть задачи в следующем.
Необходимо решить уравнение:

Процесс решения у меня не вызвал вопросов:

При всех допустимых значениях неизвестной равенство будет истинным.

А вот дальше пошёл просто трэш!

Оказывается, что допустимыми значениями неизвестной являются все числа из множества (0; 1) ˅ (1; +∞)!

Нет, если бы речь изначально шла об уравнении

я бы и слова не сказала. Но ведь оно совсем не равносильно первоначально заданному уравнению.

Напомню, что по всем математическим канонам (и, кстати сказать, без всяких исключений!) показатель корня должен быть числом натуральным и не меньшим двух. То есть x может быть таким, чтобы десятичный логарифм lg x имел только натуральные значения и, кроме того, большие 1. Тогда корнями исходного уравнения будут степени числа 10, начиная со второй: 100, 1000, 10000 и так далее.

На мою поправку автор видео сослался на авторитет автора книги (дескать, ответ сошёлся с тем, который дал профессор).

И вот теперь я в раздумье: а сколько ещё таких же ляпов у нас тиражируется как в интернете, так и в книгах, редактируемых несведущими в математических тонкостях специалистами?

Профессору и доктору наук простят этот, по правде говоря совершенно неоправданный, кульбит по отождествлению степени
с действительным показателем и корня натуральной степени.
А вот студентам и ученикам – нет!

Остаётся надеяться, что у грамотных школьников, склонных
к решению подобного рода задач, всё-таки сформирована критичность мышления.

… И да, меня беспокоит эта бесконтрольная стихия не всегда безупречно грамотных и корректных математических сведений, которая сметает на своём пути взращенные за одиннадцать школьных лет знания в неокрепших умах наших выпускников.

Обновлено: 29.08.2019 — 20:37

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Ирина, добрый вечер!

    Не могли бы вы подсказать, что за видео вы смотрели и на какое пособие ссылался автор?

    И более глобальный вопрос: читали ли вы в интернете или мб сами составляли подборки вот таких вот тонких моментов решения задач? Может быть знаете людей, которые занимаются коллекционированием подобных вещей.

    1. Роман на вопрос о видео и пособии отвечу приватно (всё-таки не хочу компрометировать «на всю Ивановскую»). а по поводу «тонких моментов»: я преподаватель методики математики в Пермском педвузе с 20-летним стажем. мы такие задания для студентов составляем традиционно для практических занятий. и думаю, что в других вузах, занимающихся подготовкой будущих учителей это тоже делают. к сожалению не знаю, есть ли подобного рода задания в интернете, поскольку выкладывать их потребности у преподавателей нет. надо поискать типа «студенческие олимпиады по методике математики» (Пермь, Екатеринбург точно такие олимпиады проводят, кажется какой-то город ещё этим занимается, но не помню).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *