Что не позволено ученику, позволено профессору?

Конец августа встретил меня шквалом всевозможных постов и видео в соцсетях, посвящённых подготовке к ЕГЭ по математике. Это вызвало чувство гордости за коллег и спокойствие за выпускников.

Оба эти чувства (гордости и спокойствия) длились не долго.
В результате знакомства с горным потоком информации я просто пожалела, что я не Бенкендорф.
Некоторых авторов и спикеров я с удовольствием лишила бы права голоса и «профессиональной переписки».

Я уже не обращаю внимания (хотя нет, обращаю и стараюсь написать соответствующий коммент) на обороты типа «решим квадратное уравнение по теореме Виета». Об этом я уже говорила
(https://vk.com/@metodikamatematiki312-mozhno-li-nahodit-korni-kvadratnogo-uravneniya-s-pomoschu-te ), повторяться не хочу.

Но просто апофеоз моего недовольства вызвал один факт.

Есть на просторах интернета всякие видео, касты и прочие интерактивности, среди которых демонстрируются и разборы решения всевозможных задач.
Один такой разбор я и увидела.
Задачу для решения взяли из книжки (я намеренно из соображений профессиональной этики не называю авторов ни видео, ни книги). Книга была создана доктором физмат наук, профессором.

Суть задачи в следующем.
Необходимо решить уравнение:

Процесс решения у меня не вызвал вопросов:

При всех допустимых значениях неизвестной равенство будет истинным.

А вот дальше пошёл просто трэш!

Оказывается, что допустимыми значениями неизвестной являются все числа из множества (0; 1) ˅ (1; +∞)!

Нет, если бы речь изначально шла об уравнении

я бы и слова не сказала. Но ведь оно совсем не равносильно первоначально заданному уравнению.

Напомню, что по всем математическим канонам (и, кстати сказать, без всяких исключений!) показатель корня должен быть числом натуральным и не меньшим двух. То есть x может быть таким, чтобы десятичный логарифм lg x имел только натуральные значения и, кроме того, большие 1. Тогда корнями исходного уравнения будут степени числа 10, начиная со второй: 100, 1000, 10000 и так далее.

На мою поправку автор видео сослался на авторитет автора книги (дескать, ответ сошёлся с тем, который дал профессор).

И вот теперь я в раздумье: а сколько ещё таких же ляпов у нас тиражируется как в интернете, так и в книгах, редактируемых несведущими в математических тонкостях специалистами?

Профессору и доктору наук простят этот, по правде говоря совершенно неоправданный, кульбит по отождествлению степени
с действительным показателем и корня натуральной степени.
А вот студентам и ученикам – нет!

Остаётся надеяться, что у грамотных школьников, склонных
к решению подобного рода задач, всё-таки сформирована критичность мышления.

… И да, меня беспокоит эта бесконтрольная стихия не всегда безупречно грамотных и корректных математических сведений, которая сметает на своём пути взращенные за одиннадцать школьных лет знания в неокрепших умах наших выпускников.

Обновлено: 29.08.2019 — 20:37

4 комментария

Оставить комментарий
  1. Thank you for this post. Its very inspiring.

  2. I know this if off topic but I’m looking into starting my own blog and was wondering what all is
    needed to get setup? I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny?

    I’m not very web smart so I’m not 100% sure. Any suggestions or advice would be greatly appreciated.
    Appreciate it

  3. Thanks so much for the post.Much thanks again. Really Cool. cialis

  4. Thanks so much for the post.Much thanks again. Really Cool.cialis

Добавить комментарий для dicas de transfer em lisboa Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *