Вынужденный эксперимент: субъективные выводы

Дистанционное обучение в период пандемии — вынужденная мера.
Однако посмотрим на эту ситуацию, как на эксперимент. Тест-драйв так сказать. Полевые учения.

…Которые, как показала жизнь, провалились.

Оставим в стороне техническую сторону обеспечения удалённого образования и уровень информационно-цифровой компетентности всех участников процесса. Этот фактор важен. Но дело даже не в нём. Допустим, что и учителя, и ученики владеют нужными умениями и обеспечены работающим на должном уровне интернетом.

И что? Всё замечательно? Можно продолжать в том же онлайн духе?

Я не берусь сейчас говорить о всех учебных предметах в принципе.
О некоторых «забавных» недоразумениях про дистанционные уроки физкультуры или музыки можно было вдоволь начитаться в интернете за то время, пока дистант набирал обороты. А кто-то из учителей-предметников достойно показал свой профессионализм.

Мы же поговорим о некоторых школьно-учебных науках.

Например, литература.

Я избалована (пусть и умозрительными) представлениями об уроках литературы благодаря моей подруге-филологине. Как крутой специалист, она рассказывает образно и вдохновенно, а у меня — визуала — внутреннее зрение развито хорошо. Поэтому я всегда ясно представляю, как «это работает». Я ощущаю «атмосферу» того или иного урока, про который мне рассказывает подруга. И у каждой «темы» (писателя или произведения) она своя, неповторимая. И каждый раз разная, но тем не менее всегда точно выверенная для данного конкретного случая. Подруга моя создаёт настроение массой всевозможных средств, удивительно точно находя именно те, которые нужно!

Так вот со всей ответственностью хочу сказать, что не понимаю, как сохранить эту самую ЛИТЕРАТУРНУЮ АТМОСФЕРУ в режиме удалёнки. Ученик дома и ученик в школе — это порой совершенно две разные личности. А даже если и одна, то условия в школе и дома абсолютно разные. Это даже аргументировать не надо, это очевидно.

А вот теперь давайте представим, что учитель вещает «умное, доброе, вечное», а в квартире кот бегает и за ноги нашего ученика хватает. Борщом пахнет, потому что мама дома. Вода в ванной шумит, потому что сестра тоже на дистанционном обучении, но в данный момент свободна и решила помыть кота, который стал вырываться и царапаться, а потом бегать по квартире (далее смотри «пункт первый»)…
Ну и как сохранить ту неповторимую атмосферу? Дай бог сосредоточенность не потерять!

Теперь любимая математика.

И не говорите мне, что на уроке математики не нужна эта самая пресловутая атмосфера. Да, она не будет «поэтической». Но она должна быть деловой! А как сохранить ту же деловитость, внимание и осознанность при всех домашних коллизиях?

Да, учитель давно уже «не должен быть передатчиком знаний». Но основная профессиональная компетенция учителя — это создание условий для полноценной конкретно-предметной учебной деятельности ученика.

И «держать руку на пульсе» учитель тоже обязан. Но когда ты в непосредственном контакте с детьми, то седьмым чувством (на самом деле с помощью анализа ситуации, который с опытом происходит почти мгновенно) понимаешь, что вот эту часть информации ученики освоили, а вот здесь осталось недопонимание. Маше надо услышать, Пете увидеть, а Семёну проговорить… И в ситуации «все в одном месте» осуществить классно-урочную форму обучения значительно легче. А вот при дистанте … Мягко говоря затруднительно. И причины перечислять я не буду, их можно перечислять долго.

Даже усиленная подготовка может не спасти.

Я не против цифровых технологий. В некоторых обстоятельствах они эффективны и даже полезны. Но только в некоторых.
Какие-то формы учебной работы легко можно и нужно заменить на виртуальные (тестирование, вычислительные тренажёры, выполнение упражнений, несущих дидактическую функцию…). Но — опять же! — какие-то. Не все.

Учитель и ученик — это два основных системообразующих фактора образовательного процесса. И только их взаимодействие в условиях конкретного учебного заведения и рамках определённого учебного предмета даёт полноценный результат.
И взаимодействие это должно быть не только онлайн.

PS Это касается и студентов, особенно педагогических профилей. Как им дистанционно осваивать такую компетенцию, как «создание атмосферы»?

Обновлено: 11.06.2020 — 15:35

Добавить комментарий