ДО ЕГЭ-2023 по математике осталось

… девять месяцев
Сейчас начало сентября.

Выпускникам надо задуматься над стратегией и тактикой подготовки к экзамену.

Десятиклассники могут пока доучивать то, что недоучили. Как минимум есть смысл осваивать теорию вероятностей. Она сейчас представлена «в полной своей красе».
Что там будет в 2024 году с «экономический задачей» пока не совсем ясно. Может останется, а может быть и нет (уж больно вокруг неё много разговоров разных в последнее время). Поэтому оставьте её до следующего года, когда будет стопроцентно понятно, входит она в КИМ или нет.

СОВЕТЫ УЧЕНИКАМ

  1. Прорешайте какой-нибудь вариант. Например, один из летних (вот здесь их можно найти) или любой другой. Там же можно найти ответы или решения. (Помните, что в КИМах изменилась последовательность заданий).
  2. Оцените свои успехи. Будьте объективны. Для лучшего понимания ситуации целесообразно хотя бы раз встретиться с консультантом (учителем или репетитором).
  3. Составьте план подготовки. Для каждого он будет разным (в зависимости от «стартовых» знаний). Поможет составить такой план опять же консультант.
  4. Не откладывайте подготовку. Если ещё не начали, то начинайте. Время пройдёт очень быстро (в учебном году кроме математики есть и другие заботы).
  5. Примерные реперные точки:
    декабрь – подведение промежуточных итогов (что удалось, а что так и не далось)
    январь – ревизия и коррекция плана (возможно, необходимо поменять формат подготовки),
    февраль – срочно внедрять откорректированный план в жизнь.

В статье есть рекомендации о подготовке, если примете решение о смене формата.

СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТАМ

  1. Нового ученика необходимо в первую очередь протестировать: выяснить уровень остаточных знаний, способность к восприятию новых математических фактов и особенности этого восприятия. В том числе необходимо понять перспективу: к какому результату готовить (запрос самого ученика и реальные его возможности), в какой последовательности отрабатывать те или иные экзаменационные вопросы (что-то уже изучено, а что-то ещё нет).
  2. К октябрю уже известен формат КИМов предстоящего экзамена (что осталось, что поменялось, как трансформировалось). Обязательно ознакомьтесь.
  3. Если ученик будет заниматься с Вами весь год, составьте для него индивидуальную траекторию достижения поставленной цели. Если у Вас есть сомнения в достижимости того результата, который заявляет ученик, в первую очередь обязательно поговорите с родителями, чтобы для них это не было неожиданностью (самому ребёнку надо озвучивать прогнозы с осторожностью).
  4. Всегда «держите руку на пульсе»: регулярно активизируйте знания ученика по тем темам, которые вы с ним уже проработали. Сконструируйте промежуточные варианты КИМов (возможно, что для разных учеников они будут разными).
  5. С определённого времени «приучайте» учеников собственно к решению целиком всей работы. Это необходимо для того, чтобы у школьника сформировался опыт переключения с одного задания на другое.

Всего лишь год или аж целый год – это индивидуально.
Сейчас лето, учиться не хочется от слова «совсем», поэтому каждый для себя решает:
отдыхать или готовиться к предстоящему экзамену (хоть и через год).
Рекомендация: хотя бы мысленно оцените свои ресурсы, возможности и перспективы,
чтобы в сентябре уже взяться за подготовку в полную силу.

… две недели

Решайте варианты.
Тренируйтесь в заполнении бланков.
Внимательно читайте тексты заданий!!!

По поводу последнего совета – это НЕ ШУТКА.
Чем ближе экзамены, тем больше нарастает волнение. И хотя разработчики КИМов стараются минимизировать уровень «непоняток» (выделение частицы «не», например, в заданиях типа: какова вероятность, что Вася не получит приз?), вероятность неправильного, даже не прочтения, а понимания задания остаётся.

Где есть подводные камни?
1. Задание 1.
«… Если уравнение имеет два корня, то в ответ запишите наименьший (наибольший)».
Как правило, это «подстава». В КИМе ЕГЭ по математике такой оборот (как показывает практика) возможен только в том случае, если в ходе решения появляется посторонний корень. Именно он и будет наименьшим (наибольшим). ДЕЛАЙТЕ ПРОВЕРКУ!
2. Задание 2.
Это тот случай, когда речь идёт об одном событии, а требуется найти вероятность противоположного.
Например: «В билетах по геометрии всего 25 вопросов, из которых пять вопросов про углы. Найдите вероятность, что в случайно выбранном билете не будет вопроса про углы.»
3. Задание 6.
Опять же, как показывает жизнь, в этих заданиях что-то дано «про САМУ функцию», а требуется найти что-то «про её ПРОИЗВОДНУЮ».
Или наоборот.
Словом, ЧИТАЙТЕ ЧТО дано на рисунке – график функции y = f(x) или график производной функции y = f ‘(x).
4. Задание 11.
Что надо найти в этом задании: точку максимума или наибольшее значение функции (на промежутке или всей области определения)?
В первом случае останавливаемся на том этапе, когда найдено значение аргумента (соответствующее требованию задания). Во втором необходимо найти значение функции, подставив в формулу, которой функция задаётся, значение аргумента.

ВТОРУЮ ЧАСТЬ просто внимательно читайте, потому как дать универсальные советы затруднительно.

У С П Е Х О В !

… месяц-полтора

В конце учебного года не рекомендую интенсивно учить что-то новое.
Об этом в статье Что ещё можно успеть?..

Лучше отработать мелочи, которые «портят жизнь». Рекомендации в статьях ниже:
Последние штрихи
Внимательное чтение текста задания
Работа с функциями
О вероятностных моделях
Задачи с экономическим содержанием

Прошли мартовские тренировочные испытания

Целесообразно сделать выводы из результатов.
Основное целевое назначение этого мероприятия, конечно, в репетиции самой процедуры, но и содержательные итоги не стоит недооценивать.
Если всё «в пределах нормы» или даже превысило ожидания, то не надо «почивать на лаврах». Продолжайте наращивать компетентность:
– рассмотрите хотя бы ещё один тип заданий, который вам раньше не давался;
– углубите знания по тем заданиям, которые в большинстве случаев у вас успешно получаются, но нет-нет да происходит сбой;
– просто продолжайте «налёт часов».
То есть держитесь в тонусе. Не перенапрягайтесь, чтобы не перегореть, но и не снижайте установленный темп.

Если результаты тренировочного экзамена вас не порадовали, то нужна сторонняя помощь. Хотя бы разовая консультация у эксперта. Он подскажет, как перестроить текущую подготовку или на что обратить внимание в устоявшейся системе.
А дальше выбор уже за вами.
Но вы должны отдавать себе отчёт, что репетиторы не маги.
Чуда не произойдёт, если существуют глубинные пробелы в знаниях.
Хотя, тут как повезёт… Это зависит от многих факторов: от методической квалификации репетитора, от ваших особенностей восприятия новой информации, а также от содержания самих КИМов на самом экзамене.

… совсем немного!

Принципиально новых советов нет.
Если работали – продолжайте.
Если ещё не начинали, то… может и не надо?

… четыре с половиной месяца

Для тех, кто активно готовится, у меня сейчас только две рекомендации.
1. Не снижайте темпа подготовки.
2. Не проявляйте излишнюю эмоциональность по поводу усложнения КИМов. Возможно, устроители единого экзамена вспомнят о всех сопутствующих событиях и не будут «зверствовать» при составлении заданий (особенно второй задачи по теории вероятностей).

До февраля есть время, и кто-то – вдруг! – решит изменить выбор экзамена по математике (с «базы» на «профиль» или наоборот). Настоятельно рекомендую хорошо подумать!
Если вы готовились к профилю, то смысл менять уровень экзамена? Если, конечно, у вас нет никаких весомых аргументов «за». Разве что вы совсем не готовились.

Если вы предполагали сдавать базовый уровень, то протестируйте себя прежде, чем вы примете решение о смене уровня. Времени остаётся не так уж много, а новые КИМы достаточно сложны. Стоит ли?

… пять с половиной месяца

Уже прошли тренировочные экзамены. У будущих абитуриентов есть материал для анализа уровня своей подготовки. Надо подвести первые итоги: что освоено до автоматизма, какие задания требуют определённых усилий, а какие задачи, вопреки приложенным стараниям, до сих пор не даются.

Возможно, что целесообразно пересмотреть формат подготовки.
Если выпускник занимается с репетитором, то в обязательном порядке следует подвести итоги: на чём следует заострить внимание в ближайшее время (до нового года), как с пользой провести новогодние каникулы, как рационально распределить время с февраля по апрель.

… шесть с половиной месяцев
Сейчас ноябрь.

Если вы намерены сдавать профильный экзамен по математике, то ваша подготовка должна идти полным ходом. Если это не так, то стоит серьёзно задуматься (все рекомендации из предыдущего этапа годятся, только уже в сокращённом темпе). Помните, что КИМы претерпели существенные изменения. В том числе, оценивание в баллах задач второй части.

Рекомендую всем, сдающим ЕГЭ познакомиться с правилами приёма в вузы РФ.
Они появляются в октябре–ноябре (зависит от ситуации с пандемией). Это позволит оптимизировать выбор предметов для поступления.

… семь с половиной месяцев
В октябре в принципе уже не стоит откладывать подготовку.

Выпускники как минимум должны понимать предстоящую стратегию подготовки.
!!! КИМы (контрольно-измерительные материалы) ИЗМЕНИЛИСЬ!
ЕГЭ по математике стало объективно сложнее. Получить «халявные баллы» уже не получится.