МАТЕМАТИКА И КАЛЕНДАРЬ (продолжение)

Сегодня на занятии одна моя ученица решила пошутить. На вопрос «что вы изучаете по математике в школе?» она ответила:
– В этом десятилетии ещё ничего.

Я сразу же вспомнила про своё обещании написать эту статью.

Девочка считала, что 2020 год начинает новое десятилетие.
Эта ошибка сродни той, что «2000 год — начало нового тысячелетия».

Все года, номер которых оканчивается нулем не открывают, а ЗАВЕРШАЮТ круглый календарный период (десятилетие, век, тысячелетие).

Однако, такие года действительно начинают «именованный» период: двадцатые, девяностые, шестидесятые, нулевые…

Следует различать эти периоды — именованный и календарный.
1990 — завершал восьмое десятилетие двадцатого века, но с него начались девяностые года.

То есть наименование периода ориентируется на количество десятков в числе года, а календарный период подчиняется обыкновенной числовой порядковой логике.
Сравните две «шкалы» — линейку и линию времени:

Точка отсчёта — в нуле. То есть после первого года до нашей эры наступил первый год нашей эры. Всё!
Счёт начинается с первого года, а значит, что десятый год завершает первую десятилетку, сотый — первый век, а 1000 — первое тысячелетие.

Ну а для именованных периодов, действительно удобно идентифицировать года по одному признаку — цифре десятков.

Есть ещё одна ошибочная ассоциация, которая часто встречается на уроках математики или просто в жизни. Приведу пример.
С десятого по двадцать второе ноября проходит фотовыставка. Сколько дней длится фотовыставка?

Эту задачу очень часто решают так: 22 — 10 = 12 (дней). Но это не верно.
Переформулируем задачу: в некотором периоде 22 дня, в первые девять дней фотовыставка ещё не работала,
а остальные — работала. Сразу становится понятным, что верное решение 22 — 9 = 13 (дней).

…У меня родилась идея — собрать коллекцию задач, связанных с календарём. Присоединяйтесь!

Обновлено: 28.01.2020 — 14:03

Добавить комментарий