Предисловие к серии июньских публикаций.
Общеизвестно, что математика (как и любая наука) является продуктом человеческой деятельности, первопричиной которой являются различные потребности. Затем подавляющее большинство математических теорий, продолжая оставаться объектом исследований, обретают инструментальный статус и применяются в качестве средств обеспечения других видов жизнедеятельности человека. В конце концов, проникновение математических методов в самые разнообразные области культуры привело к тому, что математика сама стала деятельностью – моделированием абстрактных объектов (понятий), обладающих определёнными существенными для изучения характеристиками и параметрами (признаками и свойствами).
Наверное, даже к математикам-профессионалам «на заре» их «математической юности» хотя бы раз приходила мысль относительно какой-нибудь теории: и кому было не лень «придумывать» всё это? Действительно, что же двигало умами людей, создающих «могущественную империю» – математику?
Традиционно выделяют два вида источников возникновения конкретных математических понятий: практические (обеспечение жизнедеятельности) и теоретические (внутренние потребности самой математики). Для появления натуральных чисел оказалась достаточной потребность людей в счёте. Отрицательные числа, с одной стороны, стали моделью расходов (убытков), а с другой обеспечили в арифметике выполнение операции вычитания. А вот кватернионы имеют значение только в плане обобщения понятия числа. Одна часть математических дисциплин возникла в ответ на запросы практики, другая – сначала развивалась «из любви к искусству» и лишь позднее находила применение.
Но вернёмся к началу – потребностям в тех или иных математических фактах и закономерностях.
В тот исторический период (палеолит и неолит), когда основной целью человека было выживание, и вся энергия уходила только на это, сложились предпосылки для формирования арифметики и геометрии. Эти две математические «рабочие лошадки» позволили людям обеспечить своему существованию минимум комфорта. Знания совершенствовались только благодаря их практическому использованию. Люди не задавались вопросами о происхождении или обосновании этих знаний. Помогают выжить – уже хорошо: потребность в обеспечении условий сохранения своей жизни и подрастающего поколения удовлетворены.
Накопление хотя и разрозненных, но весьма необходимых для жизни математических фактов продолжалось до тех пор, пока цивилизация не достигла того уровня, при котором появилась группа людей располагавших досугом (временем, свободным от жизнеобеспечения). Освобождение от необходимости тяжёлого труда привело к тому, что познавательная потребность стала удовлетворяться не только ради применения знания. Человек ощутил эмоциональный подъём от знания ради знания. Видимо тогда стали возникать вопросы «почему?», «как?» и «что будет, если?».
Наличие свободного времени, и расцвет научной мысли явили человечеству такой вид деятельности как математические развлечения. Именно с них началось развитие многих математических дисциплин.