Математика в жизни — 1

Приветствую моих читателей.

Сегодня я пишу не совсем математическую статью.
И даже не методическую.

Наш разговор пойдёт в русле «зачем нужна эта математика?!»,
задаваемый миллионами школяров на протяжении веков.

Мы будем говорить о правильном отношении к одним событиям и личной ответственности в других.
И как в этом может помочь математика.

В качестве фоновой темы возьмём то, о чём в самой математике известно, принимаемо и применяемо.
А вот в контексте личностного роста, возможно об этом и не задумывались.

О чём же пойдёт речь?

На повестке дня –  аксиоматический метод.

Вкратце напомню.
Аксиома – это некое положение – утверждение или условие, которое признают истинным априори.
В различных науках аксиомы являются основными положениями теории. Чаще всего, хотя и не обязательно, аксиома является самоочевидным принципом. Например, какова бы ни была прямая на плоскости, существует бесконечное число точек, лежащих на ней, и бесконечное число точек не принадлежащих ей. Очевидно? Конечно!

Пусть у нас есть некоторый набор истинных утверждений. Если они связаны между собой одним смыслом
и особыми требованиями, то получим систему аксиом. По-другому она ещё называется аксиоматикой.
В основу большинства математических наук положена конкретная аксиоматика.
Самыми известными дисциплинами, построенными на аксиомах, являются многочисленные геометрии:
– классическая евклидовая – та, в которой мы живём (она, кстати, имеет даже несколько аксиоматик),
– геометрия Лобачевского,
– сферическая,
– проективная геометрия и много других.

Главная мысль в том, что
теория развивается только в рамках своей аксиоматики и не выходит за её пределы.

Но достаточно о математике. Вернёмся к жизни.

Оказывается, наш социум тоже построен аксиоматически. Примером тому является конституция.
Да и различные кодексы (уголовный, налоговый) являются не чем иным, как аксиоматикой.

В науке аксиоматический метод – это способ построения теории. Весьма значимый инструмент познания, между прочим! А мы из него сделаем значимый инструмент для трансформации личности!

Несколько оговорок.
Поскольку мы будем использовать этот метод не в научном контексте, корректно будем называть его «аксиоматическим подходом».
То есть для наших нематематических целей будем применять аксиоматический подход, а не метод.
Под аксиомами будем понимать конкретные правила, условия, нормы, договорённости или традиции, характерные для данной ситуации.
Итак, как же нам поможет аксиоматический подход? Он реализуется в двух основных вариантах.
Сегодня поговорим о первом.

МЫ ПОПАДАЕМ В СИТУАЦИЮ, КОТОРАЯ СОЗДАНА ДРУГИМИ

Примером первой реализации аксиоматического подхода может служить поступление в вуз.
Обучение осуществляется по определённым правилам (аксиомам), которые закреплены в уставе конкретного вуза. Невыполнение этих правил грозит отчислением. То есть система отторгает чуждый его основаниям объект. Успешное завершение образовательного квеста зависит от факта того, что студент действует в рамках заданной аксиоматики.
Но нас, конечно, волнуют другие интерпретации.

Пусть мы устраиваемся на работу в какое-то учреждение: фирму, контору, поликлинику, образовательный центр или косметический кабинет. Идём на завод, фабрику, цех по изготовлению чего-либо. Не важно.
Главное – мы наёмные работники. И – что важно! – не самые главные в штатном расписании. По крайней мере, первое время. Поэтому, прежде всего, мы должны познакомиться с теми корпоративными правилами, которые приняты в данной фирме. Нравятся они вам или нет, значения не имеет. Их необходимо соблюдать!
Помните? В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Если вас категорически не устраивают какие-то уложения, то выход один – уходить. Без обвинений в адрес руководства, коллег и кого бы то ни было. По-хорошему, надо было бы узнать об этих особенностях места работы до того как вы на него поступили.

В конце концов, мы ведь принимаем за данность законодательство зарубежных государств и не пытаемся
им противоречить в процессе своих путешествий. Особенно, если они влияют на жизнь.

Это же касается и другого человека или другой семьи: у каждого свои правила жизни. Мы их должны принять, если они не выходят за рамки закона или приличий. По большому счёту мы даже советовать не должны.

(Это касается и нас самих. Если моя жизнь протекает в благоприятных для  меня условиях, если принципы моей жизнедеятельности устраивают меня, то никто не вправе вторгаться в эту систему аксиом. Но это уже второй вариант применения аксиоматического подхода в жизни, и об этом в другой раз.)

Есть вероятность, что вас пригласили в уже работающую фирму именно с целью модернизировать
его аксиоматику. Это работа кризис-менеджера, который по своему профессиональному долгу знает все особенности той или иной аксиоматики в зависимости от особенностей функционала учреждения.
И мы сейчас не об этом.

Итак, вывод первый: чужую аксиоматику изменять непродуктивно, нецелесообразно и небезопасно!

Продолжение следует...

Обновлено: 14.10.2019 — 16:07

Добавить комментарий