На дворе осень, и вы вдруг отчётливо поняли, что
– обязательно должны сдать профильный ЕГЭ по математике (в марте или начале июня),
– и не просто пройти минимальный порог, а получить хотя бы какое-то вразумительное количество баллов,
одним словом – осталось полгода (в лучшем случае девять месяцев при очень грамотной и ответственной организации времени), а у вас ещё «конь не валялся», то легко впасть в депрессивный ступор или неконтролируемую панику.
Во втором случае говорим себе «Стоп!», в первом – «Вперёд!» и читаем эту статью.
В ней вы узнаете три основных фактора, которые надо учитывать при выборе способа интенсивной подготовки к экзамену.
Возможно, вы слышали о том, что в бизнесе существует правило: быстро, дёшево, качественно – выбирайте любые два из трёх.
Вот так и при выборе способов подготовки к ЕГЭ по математике надо чётко понимать, – какие цели вы реально можете достичь:
– подготовиться качественно, но дорого (при любом уровне знаний на данный момент),
– за небольшие деньги повысить свой уровень знаний (при условии, что он хоть какой-то, но есть),
– повысить свой нормальный уровень знаний условно бесплатно.
Интенсивно и качественно можно заниматься у репетитора. Это будет дорого, но оправдано: опытный репетитор сразу «диагностирует» все ваши проблемы, сконструирует стратегически верный и тактически выверенный план работы. С репетитором вы подготовитесь к назначенному времени, как правило, с наилучшим для вашего начального уровня знаний образом. Поэтому, если финансовый вопрос для вас (или ваших родителей) не является острым, то индивидуальные занятия с репетитором – это оптимальный способ решения проблемы подготовки к профильному ЕГЭ.
Если вы предпочитаете бюджетный вариант подготовки, то здесь надо честно ответить себе на вопрос – «я хоть что-то знаю по математике, что соответствует уровню ЕГЭ?». Если ответ будет отрицательным, то ничто и никто, кроме репетитора, вам не поможет.
Допустим, что вы всё-таки владеете школьной математикой, но вам (неважно по какой причине) надо либо привести свои знания в работающую систему, либо повысить общий уровень математических знаний.
В первом случае хорошим выходом из ситуации будут курсы. Как их найти? Изучите сайты всевозможных образовательных учреждений (вузов, образовательных центров и т.п.), просматривайте колонки объявлений в газетах и журналах, поспрашивайте у тех, кто с вами «одной крови» (в смысле решает ту же проблему). Да и в школах (гимназиях, лицеях и проч.) наверняка такие курсы есть.
По разным причинам подготовительные курсы не справятся с задачей перевести вас на качественно новый уровень знаний, но вот «привести ум в порядок» им вполне по силам. Кроме того, там можно задать вопросы типа:
– на что надо обратить внимание в задачах конкретного вида,
– какие самые распространённые ошибки допускаются при решении конкретного вида уравнения (неравенства и т.д.),
– какие есть формулы, которые могут облегчить процесс решения задачи (или сократить время на её решение),
– вставьте свой вариант вопроса.
И наконец, самообразование. Правда, мы всё-таки рекомендуем хотя бы одну встречу с квалифицированным репетитором (помните? – диагностика, план, вектор развития…). После встречи вы, по крайне мере, будете понимать: куда двигаться и как. А в помощь вам – просторы интернета.
На сегодняшний день существует несколько общеизвестных сайтов, которые вам помогут. Самый известный – это сайт «Решу ЕГЭ» (https://mathb-ege.sdamgia.ru/).
Там можно
– найти тренировочные варианты (для оценки себя в режиме он-лайн или приобретения опыта),
– воспользоваться базой заданий (по темам или всем подряд, как вам надо),
– создать специализированный тест на отработку определённого типа задач или найти тематические подборки заданий.
На сайте разбираются решения заданий, поэтому внимательный анализ готовых решений будет способствовать вашему росту. Кроме того, там размещены ссылки и раздел «новости», в которых можно найти много полезного.
Если вы уверены в своих математических силах, то вот соответствующий вашему уровню сайт – http://alexlarin.net/.
На нём есть архивы вариантов прошлых лет, так что разнообразие вам обеспечено. Кроме того, составитель тренировочных тестов (собственно Александр Александрович Ларин) замечен в проявлении одной закономерности: чем ближе к маю, тем круче задания в тесте. Так что начинайте с тестов, опубликованных в сентябре, и постепенно дойдёте до тех, которые требуют «высшего пилотажа».
Специализированный сайт «Математика. Профильный уровень» (http://egemath.ru/) кроме базы заданий и вариантов тестов публикует «стоимость» в баллах каждого задания и шкалу перевода первичных баллов в тестовые. Есть группа «ВКонтакте», возможность задать вопрос и получить ответ на вашу электронную почту, а также найти репетитора.
Рекомендуем также для самоподготовки youtube-канал «Просто математика», на котором в бесплатном доступе выложено большое число тематических видео-уроков. Вот ссылка на него:
https://www.youtube.com/channel/UChE2sc5N7PfdV-yN2_ctvtg/videos
Однако будьте осторожны и критичны!
В интернете, в частности, в различных сообществах «ВКонтакте» действительно море разнообразных материалов на самые разные темы: и тематические подборки, и разбор конкретных заданий, и теоретические сведения в таблицах. Иногда выкладывающие информацию позволяют себе, скажем мягко, некорректность в отношении некоторых математических фактов (например, я писала о этом в статье «Что не позволено ученику, позволено профессору?»).
Итак, вы приняли решение о целенаправленной и систематической подготовке к итоговому экзамену по математике. Прежде всего – оцените,
во-первых, уровень своих знаний,
во-вторых, свою силу воли.
И то и другое будет влиять на степень интенсивности ваших занятий (требуемую и реальную). Если здесь всё в порядке, то выясняете финансовые возможности. По итогам своего аналитического размышления, принимаете решение.
P.S.
Прелесть образовательных сайтов ещё и в том, что их использование не возбраняется (и даже приветствуется!) при любых формах подготовки. Работая с ними параллельно с занятиями на курсах или репетитором, вы увеличиваете свой шанс на успех.
Дерзайте!