В какой-то момент в нашей стране ввели в употребление термин «образовательная услуга».
С точки зрения сторонников перевода всех социальных сфер на экономические рельсы этот термин вполне себе подходящий эвфемизм для платного образования. Только вот не учли изобретатели этого словосочетания глубинный смысл категории «образование» и экономической интерпретации понятия «услуга».
Итак, услуга.
Что означает это слово?
Если не брать во внимание нормальный человеческий смысл (принесение пользы), то именно с экономической позиции услуга – это удовлетворение возникших потребностей не самолично, а посредством другого человека
за вознаграждение.
Например, человек голоден, но готовить не хочет или по каким-то причинам не может.
Для этого есть услуга повара (личного или в общепите).
Или мытьё окон, уборка квартиры, ремонт автомобиля… Всегда есть выбор: или сам делаешь, или платишь,
а тебе всё сделают в лучшем виде.
Заметьте, что кроме финансового участия заказчик никаких усилий более не совершает.
Заплатил и можешь даже не присутствовать при процессе.
В экономическом разрезе есть даже такая характеристика услуги как «неотделимость от источника»,
то есть от человека, который вместо заказчика осуществляет процесс удовлетворения потребностей самого заказчика (потребителя).
Одни словом, услуга в контексте экономики (ради чего собственно всё и началось) – это результат деятельности, которую можно не совершать самому (то есть не быть субъектом этой деятельности), но результатом этим пользоваться (ради этого и заказывалась услуга). Это нормально.
Кто-то шьёт себе одежду сам. А кому-то проще заработать деньги и купить готовую. Каждому своё, как говорится, лишь бы в радость.
Теперь вспомним, что такое образование.
Это, к сожалению многих людей, не только (а на современной ступени развития человечества даже
и не столько!) передача какой-то информации.
Я сейчас говорю в общих терминах, поэтому не будем вторгаться в специфику современной дидактики.
Образование – это всегда двуединый процесс. С одной стороны это предоставление предшествующим
и активнодействующим поколениями необходимого опыта жизнедеятельности, а с другой –
активное освоение и присвоение этого опыта подрастающим поколением. АКТИВНОЕ! А это невозможно без того, что человек является субъектом своей образовательной деятельности.
Знаете, поставить укол без желания человека или даже насильно его накормить – можно, при определённых затратах сил со стороны.
Но для того, чтобы выучить таблицу умножения, нужны либо совсем уж бесчеловечные методы психического воздействия на мозг, либо – добрая воля самого человека (желание, сила воли, усилия памяти и т.д.).
Поэтому словосочетание «образовательная услуга» – это оксюморон (сочетание несочетаемого типа «живой труп»). Образовываться, ничего не делая самому, не прилагая никаких личных усилий, просто НЕВОЗМОЖНО.
В контексте образования услуги могут быть:
– информационными (или содержательными), когда кто-то предоставляет заказчику-потребителю определённый контент (и не несёт ответственности за освоение и усвоение этого контента заказчиком);
– консалтинговыми (или технологическими), что подразумевает предоставление заказчику консультаций и рекомендаций по освоению определённого контента (опять же без какой-либо ответственности);
– диагностическими – это независимая экспертиза уровня освоения и усвоения конкретного контента заказчиком, заказывающим такой мониторинг.
Можно привести другие примеры каких-то услуг в сфере образования, но всё равно они не будут образовательными.
Потому что образование – это «проблема» самого образовывающегося.
Простите за банальность, но мозги из одной головы в другую не переставишь.